Сегодня 9 мая. День Победы!!! Сегодня впервые в этом блоге будет перепечатка. Эта статья была напечатана в газете "Шинник" в 2010 году. Мне статья очень понравилась.
Перепечатка с газеты "Шинник" от 22 июня 2010 года.
Перепечатка с газеты "Шинник" от 22 июня 2010 года.
Сестра милосердия
Глядя на Валентину Филимоновну Широких, трудно определить ее возраст, хотя пошел уже 89 год. Доброжелательная, подтянутая и улыбчивая она радушно встретила меня.
Валентина Филимоновна родом из Кировоградщины. Ее отец, бравый красноармеец с чапаевскими усами, в родном селе считался силачом. Ему не было равных: в дружеской борьбе любого мог положить на лопатки. Филимону шел 27 год, когда ему приглянулась шестнадцатилетняя сиротка, на которой он вскоре и женился. Со временем в молодой семье родилось четверо детей. Чтобы их прокормить отец уехал в Днепропетровск на заработки. Вскоре нашел работу и перевез семью. Жили в бараке. Филимон работал на стройке, а его жена поднимала на ноги детей. Как-то вечером от упавшей свечи загорелся барак. Пожар потушили, в суматохе позабыв, что в помещении была она, Валюша, самая младшая и любимая. Ее тельце обгорело на три четверти и покрылось сплошными волдырями. Врачи констатировали: не выживет, но оставили ее безнадежную в больнице, ни на что не надеясь.
- Мама, слыша мой душераздирающий крик, как лунатик, ходила вокруг больницы. От ее причитаний не могли уснуть вблизи живущие соседи – вспоминала Валентина Филимоновна.
Узнав о постигшей семью беде, сердобольные верующие люди спросили:
- Как зовут ребенка, и когда она родилась? Мы будем за нее молиться…
И о чудо, через три дня ребенку стало лучше. Врачи с изумлением смотрели на ее воскрешение.
- С тех пор, Господь Бог не раз спасал меня в трудную минуту,- раздумывая о своей жизни, рассказывала Валентина Филимоновна.
После окончания 9 классов Валентина Широких пошла на курсы машинисток. Между делом на курсах ГТО научилась так стрелять, что была удостоена значка «Ворошиловский стрелок», которым в довоенное время гордились многие. Стала снайпером 1 разряда.
Перед Великой Отечественной войной встретила парня и уже подумывала о свадьбе. Вся жизнь впереди, казалась, была наполнена счастьем. Но грянула война, навсегда разлучившая ее с любимым. На второй день ее вызвали в военкомат. Она стала работать в военном госпитале ( на улице Комсомольской) старшим медстатистом. Валентина Филимоновна показывает мне пожелтевшую фотографию. На снимке среди людей в военной форме и она - молодая, симпатичная, задорная девушка, с веселым взглядом, с модной по тем временам прической. Она хоть и худенькая была, но выносливая.
69 лет назад в августе шли бои на линии Сурско-Литовского, Краснополье, Диевка. Основные силы наших войск переправлялись через Днепр. Давая возможность им отойти, на подступах к городу насмерть стояли танковая дивизия генерала Пушкина, курсанты Днепропетровского артучилища, кавалерийская дивизия полковника Саковича.
Госпиталь не успевал принимать раненных. А вскоре вышел приказ командования: «На поле боя раненных не оставлять».
- Боже милостивый! Мы не знали не сна, ни отдыха- раненных все везли и везли на всех видах транспорта. К госпиталю подвели и трамвайную линию, по которой вагоны курсировали по кругу «передовая- госпиталь», подвозя раненных, - грязных в пыле и писке. Санитары не успевали обмывать их раны, чтобы направить в приемный покой. А сколько бойцов умирало, не успев получить первую медицинскую помощь! Для многих это были последние часы их жизни.
Бойцы в основном были с тяжелыми ранениями, с большой потерей крови. Очень скоро все работники госпиталя стали донорами. В те суровые дни никого не приходилось уговаривать.
Совсем молоденькая, я столкнулась со столькими увечьями, с такой людской болью, что трудно передать словами. Наверное даже те, кто был на передовой, столько ужасов не видели и не почувствовали всего до конца. Но все же я старалась не впасть в отчаяние. Находила в себе силы и утешать раненных, подбадривать их. «Спасибо тебе, сестричка»,- часто слышала я сквозь их стиснутые зубы. И откуда у меня вновь брались силы? Сколько их прошло через мои руки?- не считала. Очень много. Пока одного раненого отправляли в тыл, его место занимало пятеро.
До сих пор помнит Валентина Филимоновна тошнотворный запах разлагающейся крови, гнойных ран, которые ветер разносил по близлежащим улицам. А раненные все поступали и поступали. Их не успевали подбирать с поля боя. Крики, стоны, страдания… Многие умирали в дороге по пути в госпиталь. Вскоре все его корпуса были заполнены. Бойцы лежали не только на полу, но и в проходах, под деревьями, постепенно занимая аллеи.
И тогда начальник госпиталя отдал распоряжение: статистику делать ночью. Все работники были брошены на спасения раненных. Чтобы узнать у каждого все данные, раненным терли вески нашатырным спиртом, приводя их в сознание хотя бы на несколько минут. Порой пока одного тормошили, другой умирал, пополняя ряды без вести пропавших воинов.
Немецкие самолеты часто кружили над госпиталем, но видя опознавательный красный крест, сосредоточение большого количества раненных на земле, великодушно щадили их: отвоевались. В конце месяца старый военврач принял решение: эвакуировать госпиталь…
… В мирное время Валентина Широких работала на разных должностях. Была машинисткой в ЖКУ «Днепрошина», паспортисткой в общежитии нашего предприятия, поэтому многие шинники ее хорошо знают..
Стелла Захарченко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий